2.jpg

Hey There

Кажется, я сломал свой стереотип.

 

Суть авторской методики - работа с открытым воображением, приобретение навыков управления своей творческой реакцией и знакомство со своим внутренним "Я". Главное не как

я рисую, а что я хочу сказать. Игровой формат познания такого опыта дает возможность ребенку с легкостью запомнить этот опыт, отложить его в "копилку" долгосрочной памяти и затем применять навыки в любой жизненной ситуации. Именно в игре ребенок адаптируется к реальности.  Но наша задача научить его не столько адаптации сколько умению осознанно общаться с этой реальностью. А для этого необходимо научиться ломать шаблоны.

Все мы в детстве ломали игрушки.

Процесс познания всегда работает в симбиозе с любопытством: "А что там внутри?" Цель авторской методики арт-клуба рассмотреть изнанку шаблонов, понять, как они действуют, научиться их ломать и целенаправленно строить свое Личное Восприятие, стать главным архитектором на этой творческой стройке. Навыки такого строительства заключаются не только в ломке шаблонов,

но и в умении быстро реагировать на решение творческой задачи! И это не какие-то фокусы, это абсолютно реально.

Мозг ребёнка столь изобретателен, что способен поразить самого себя возможностями.

Развитие творческого мышления увеличивает плотность серого вещества, ответственного за обучение, память и эмпатию. 

Доказано, что сокращение объема серого вещества начинается с наступлением подросткового возраста. /Марио Борегар/

Парадокс, но факт! Получается, что подаренные свыше дары пластичности мозга, закрываются в виде дара в этом возрасте.

А затем уже мы сами решаем развивать мозг дальше или остановиться, сказав себе: "А мне и этого хватит". Но ребенок не знает

об этом даре, тем паче не знает, что он закрывается в определенном возрасте. И в этом случае очень важно, чтобы знали взрослые.

Авторская методика:

Каждый урок начинается с интеллектуального пинг-понга (разогрев).

Весь эффект рождения нестандартных идей в их быстроте. Писатель Джон Стейнбек точно описал этот процесс:

"Идеи, как кролики. Стоит тебе обзавестись парочкой и пока ты учишься как ей управлять, у тебя их уже целая дюжина".

Когда идеи возникают в активной стадии творческого процесса, сталкиваясь друг с другом, то новые идеи, производные и часто неожиданные, появляются в невероятном количестве. Однако важно научиться не только генерировать идеи, но и контролировать этот процесс. Необходима абсолютная власть над творческим процессом. Полная свобода — это ложная свобода.

Структурированность и креативность - две сестры, причем родные.

Каждый урок начинается с обязательного разогрева. Назовем его интеллектуальный пинг-понг (10-15 мин.), который помогает раскрепостить воображение и ассоциации, давая им раскрыться в полной мере при решении творческих задач основой темы урока. Задания самые разные: работа со словом (ассоциации и метафоры), визуальные загадки, быстрые наброски-скетчи, задания

на восприятие музыкальных произведений и многое другое. В процессе возникают ассоциации, а ребёнок учится их фиксировать. Одновременно ребенок получает и навыки «мозгового штурма» - творческого мышления в команде. Быстрая смена задач и их разнообразие (на протяжении всего курса нет ни одного повторяющегося задания!) ведёт к богатству идей и мыслей, а необходимость быстро реагировать, как ни странно, постепенно развивает способность идеи структурировать.

Методики быстрого реагирования стимулируют дальнейшую работу на уроке (назовем это «провокационными векторами»).

На выполнение заданий во время разогрева отводится короткое время, достаточное для возникновения ассоциаций и творческой фантазии и недостаточное для восстания "дирижёра сомнений" - цензора наших действий (ассоциации работают быстрее страха).

На этом построен весь творческий процесс практик. Навык такого реагирования ребенок приобретает постепенно, не сразу, привыкая работать со своей творческой реакцией. В этом творческом "слаломе" происходит первая ломка шаблона:

"А ведь я так могу! И это несложно!"

Детский мозг просто жаждет творческих приключений (ведь творчество — это всегда игра), а непринужденный формат уроков укрепляет его азарт и любопытство. За шаблонами мозг лениво плетется и только за воображением бежит с восторгом!

Каждый новый урок - это новая территория для боевых действий против шаблонного мышления.

Каждый урок — это всегда новая тема, нацеленная на стимуляцию ребенка к самостоятельному действию, поощряемое учителем:

«Это ты сам сделал, это твоя идея, развивай ее!» Учитель в данном процессе, как модератор, подсказывающий и направляющий,

но решения ребенок принимает сам. Ребенок привыкает к стратегии творческого упрямства с осознанным пониманием, что творчество и страх несовместимы и смело направляется на поиски своего собственного Творческого Начала. Именно глубокое погружение

в творческую задачу позволяет найти множество новых нестандартных решений. Творческое упрямство провоцирует развитие навыков, а навыки становятся фундаментом для развития профессиональных качеств человека-генератора больших идей.

Каждую свою работу ребенок завершает дома, привыкая к еще большей ответственности за принятие самостоятельных решений.

Задания на рисунок, композицию и колористику не ставят цель научить профессионально рисовать. Главная цель - научить смело

и творчески мыслить. Задача - высвободить творческий потенциал ребёнка, дать ему почувствовать эти инструменты (рисунок, композиция, цвет) в своих руках для дальнейшей работы с более широкими темами, такими как генерирование идей. Важно помнить

и то, что процесс рисования развивает пространственное мышление: чистый и плоский лист бумаги превращается в "театральную сцену" пространственных мистерий; работая с плоскостью, мы учимся "чувствовать воздух", перспективу, пространство и предметы или объекты, живущие в нем. Но принцип выполнения заданий не сводится к академизму, напротив - к поиску решения задачи нестандартным способом. Снова вспоминаем Наталью Бехтереву: творческое мышление задействует все функции мозга от логики

и интуиции до пространственного восприятия окружающего мира. Пространственное мышление помогает мозгу рассортировать вещи

и явления в пространстве, разложить их "по полочкам", определить их предназначение и извлекать их в нужный момент.

Доказательством того, что наш мозг делает это автоматически и безошибочно - идущая толпа. Представьте себе Тверскую улицу

в час пик. Плотный поток людей движется быстро, но никто не сталкивается друг с другом, хотя движением никто не руководит.

Наш мозг руководит этим процессом, распознавая объекты по объему, скорости и расстоянию. Вождение автомобиля - иная история. Мозг определяет себя внутри автомобиля с идеальной точностью, но чувствовать автомобиль, как продолжение своего тела, могут немногие (если бы это были многие, то мы могли бы ездить по дорогам без правил дорожного движения, равно, как идущая толпа). 

Каждый урок направлен на расширение границ возможного и развитие творческой интуиции через творческий процесс. Карандаш - продолжение руки. Рука - продолжение мысли. Мысль - осознанное продолжение ассоциаций. Почему? Потому что:

"Интуиция - священный дар. Разум - покорный слуга"; "Воображение важнее знаний. Знание ограничено. Воображение нет.

Оно идет куда захочет!" /Эйнштейн/

Творческие практики предлагают ребенку пробовать свои силы в разнообразных созидательных задачах: можно рисовать, даже

не умея (главное не как я рисую, а что я хочу сказать); научиться генерировать новые идеи (оказывается, это очень просто); понять, как можно управлять своей творческой интуицией (она всегда к этому готова); научиться лингвокультурному обмену

в команде (оказывается, мы умеем играть со смыслами и словами); научиться защищать свои идеи и научиться слушать других (мозговой штурм - классная игрушка!).

 

Методики каждого урока работают по формуле: АССОЦИАЦИИ + РАЗМЫШЛЕНИЯ = ИДЕЯ.

Контроль воображения и живой диалог с моим творческим "Я".

Принципиально важно обучить ребенка способности контролировать воображение (и это возможно!) В обычном состоянии наше воображение вяло блуждает в огромном пространстве идей и явлений. Если нет цели – воображение лениво. Практики развивают способность обозначить цель и точно стрелять по мишени. При этом необходимо научиться намеренно структурировать блуждающий поток воображения и концентрировать его внимание на цели. Наш мозг невероятно послушен (если ему интересно) и воспринимает все буквально. Чем чаще практиковать метод концентрации внимания и остановки блуждающего потока мыслей и анализировать, какая именно посторонняя мысль привела к «убеганию» от цели, тем скорее для мозга это станет обычным правилом. Это несомненно помогает и в учебе и в жизни. Конечно, занятия не преследуют привить этот навык ребенку муштрой, да это и невозможно - слишком еще юн мозг ребенка. Но предложить ребенку с этим поработать, поиграть, "пощупать", почувствовать - этого вполне достаточно для знакомства со своим творческим "Я".

И чем раньше ребенок познакомится с самим собой, тем лучше!

 

Все происходит в формате игры с простыми объяснениями, с иллюстрациями-метафорами, показывающими как это могло бы выглядеть, если осознанно включить воображение. Для ребенка это станет удивительным, новым и увлекательным опытом знакомства с самим с собой. На занятиях применяются и разнообразные упражнения на расслабление и концентрацию внимания. Упражнения заимствованы у замечательного чилийского философа и исследователя Дарио Саласа Соммэра ("Практика повышения уровня сознания"), психолога Джона Уильяма Аткинсона (статьи) и музыканта Питера Химмельмана ("Впусти меня").

Адаптированный метод с работы в рекламных агентствах.

Большой блок занятий посвящен развитию навыков генерирования творческих идей. Мой многолетний опыт работы

(более 25 лет) в рекламных агентствах (от дизайнера до креативного директора) позволяет взять лучшее из методов по работе

с открытым воображением и адаптировать их для работы с детьми. Практики применяют принципы стратегий, принятых

в рекламных агентствах, при разработке идей и их проектирования (мозговые штурмы, работа со словом, принципы создания дизайна, рекламы и социальных проектов). «Проба пера» в решении самых разнообразных задач обязательно приведёт к тому,

что каждый выберет то, что ближе всего именно ему. Важно попробовать что-то абсолютно новое.

И чем больше, разнообразней, тем лучше!

Практика рекламной деятельности - это эффективная методика для раскрытия скрытых возможностей поскольку затрагивает невероятно широкий спектр решения творческих задач. И совершенно необязательно становиться в дальнейшем рекламистом, важнее научиться лавировать в потоке фантазии и стать капитаном на своем собственном корабле "Больших Идей".

Ведь умение творчески мыслить мы применяем не только в искусстве. Бухгалтер, ученый, спортсмен, домохозяйка, бизнесмен без творческого мышления всего лишь "калька" с таких же калькированных "профессионалов", что были до и будут после. Здесь нет никакого движения вперед, только стагнация привычных старых приемов. Шаблонное мышление рождает человека, который отлично умеет проживать не свою жизнь.

Проекты для родного города.

В практики арт-клуба включены занятия над проектами для родного города, – это самая прочная связь с действительностью, которая рождает чувство творческого подъема. Все предлагаемые ребенку идеи проектов: социальные проекты, арт-объекты для города, функциональные объекты малой городской среды, проекты от реальных до нереально-фантастических, - например, парк "Диснейленд в моем городе" или "Идеальная школа" – это лишь вдохновляющие стимулы. Изначальную идею на мозговых штурмах предлагает учитель, но эта идея неизбежно будет преобразована, иногда до неузнаваемости, самими ребятами. Примеры представлены в "Галерее уроков" в рубрике "ОБ АРТ-КЛУБЕ".

Адаптация практик гуру.

Курс наполнен разнообразными практиками по развитию латерального мышления. Практики адаптированы к нашим реалиям

и вдохновлены работами известных гуру из самых разных областей: Эдвард де Боно, Майкл Микалко, Александр Филоненко, Татьяна Черниговская, Сергей Королев, Дарио Салас Соммэр, Сакити Таеда, Светлана Кузина, Генри Тодд, Уилл Гомперц, Барбара Тверски, Питер Химмельман, Марио Борегар, Джон Уильям Аткинсон, Франц Цвикки и др. Однако основная часть оригинальных заданий придуманы самим автором арт-клуба "Битва с шаблонами". Этому есть вполне закономерное объяснение: при анализе методик или даже просто ярких высказываний профессионалов, у автора возникали образы и ассоциации, осознанно направленные на интересующую его тему - создание задач для практик, из которых и рождались затем оригинальные уроки (это и есть принцип работы латерального мышления).

Методические пособия.

Практики подкреплены обширным собранием методического материала (фото, видео, музыка, стихи, фильмы, изобразительное искусство, иллюстрации-метафоры, текстовые примеры, раскладки-схемы для игр). Иными словами, у ребёнка всегда будет комфортное и эффективное пособие для знакомства с новыми темами.

В заключение.

В моей голове кто-то есть, но это точно не я" /Pink Floyd/.

Слова из песни известной группы точно отражают панический эффект встречи с неосознанными элементами сознания.

Практики арт-клуба учат тому, как распознать эти таинственные элементы, чтобы ребёнок в результате мог сказать:  

"В моей голове что-то есть и теперь я знаю, что это!"

12.jpg
13.jpg